Престольный праздник храма Тихвинской иконы Божьей Матери на улице Софьи Ковалевской

9 июля 2022 года

В день чествования образа Божьей Матери «Тихвинской» благочинный Калининского района Санкт-Петербургской епархии протоиерей Николай Брындин посетил храм посвящённый этому святому образу, вместе с клириками Спасо-Преображенского собора принял участие в приходском престольном празднике. После богослужения весь приход и гости храма совершили праздничный крестный ход с молитвой святому образу Божьей Матери.
Немного о Тихвинском образе Божьей Матери:

Неоднократно встречается в храме и Тихвинская икона Божией Матери — таких образов здесь четыре.

Чудотворная Тихвинская икона Богородицы по преданию также была написана евангелистом Лукой.

В новгородских землях, согласно рукописным сказаниям, она появилась в 1383 году, «перенесясь по воздуху» из далеких мест — из Константинополя и Рима, утративших благочестие, ради пребывания в новом уделе Богородицы Святой Руси.

Икона несколько раз появлялась перед жителями Приладожья, проявляя свою чудотворную силу. Она издревле почиталась, как защитница Русского Севера, и потому неудивительно, что в церковной топографии Санкт-Петербурга и Ленинградской области количество храмов и приделов, посвященных Тихвинской иконе, уступало лишь посвященным чудотворным Казанским иконам Божией Матери и Ее иконам Всех Скорбящих Радость.

Практически все главные храмы Санкт-Петербурга обладали списками с Тихвинской иконы Божией Матери. Поэтому неудивительно, что после упразднения многих церквей бывшей столицы их святыни оказались в Спасо-Преображенском соборе.

Один из образов, находящийся слева, в притворе Собора, также заключен в живописную раму. Иконографически образ (доска, темпера) принадлежит к типу Одигитрия (Путеводительница).

Матерь Божия держит на левом колене Предвечного Младенца, а правой рукой указывает на Него, обозначая цель пути каждого христианина.

Два цвета в ее колорите — темно-красный и золото, обозначенные крупными плоскостями, более всего наделены символическим значением.

Так, темно-красный мафорий Пресвятой Девы указывает на царственное происхождение Пречистой и напоминает о перенесенных ею страданиях. Кроме того, царский цвет означает, что Она — Матерь Царя Христа.

Золото гиматия Младенца символизирует Его Божественную славу и Небо, в котором Он пребывает, Божественный свет и царство Его — небесное и земное.
Живописная рама с изображением Бога Саваофа и ангелов, как и в предыдущем случае, носит скорее декоративный характер, при этом она тщательно согласована с образом композиционно и технически.

Изображения в классицистической манере даны на золотом чеканном фоне, запечатлевшем начало технологических преобразований традиционного иконного письма: чеканка по левкасу придает особую праздничность образу, заменяет сияние драгоценной ризы и при этом не позволяет окружающему пространству отразиться в иконе.

Тем временем лики, присутствующие на самой иконе, подписанной 1762 годом (сама подпись позднего происхождения), и на ее живописном обрамлении, решены плоскостно ималовыразительно: золотые пробела в их написании даны случайно и практически не участвует в моделировке объемов.

Все это стало свидетельством записей более позднего времени (предположительно XIX века) и неудачно проведенной реставрации образа.

Иные списки с Тихвинской иконы Божией Матери, расположенные на предалтарных столбах, фланкируют иконостас в приделе прп. Сергия Радонежского.

Следующие двум различным типам иконографии (икона слева исполнена преимущественно золотопробельным письмом) образа тяготеют к древнерусской стилистике, стремившейся в первую очередь выразить внутреннюю гармонию и духовное совершенство.

Особенности расположенной слева иконы позволяют датировать ее серединой XIX века, при этом лики, написанные в стилистике XV столетия, поновлены, вероятно, в конце XIX века.

Образ, расположенный напротив, исполнен также в XIX веке иконописцем довольно высокого мастерства и лишь незначительно реставрирован. Надпись на полях датирует икону 1736 годом, однако надпись, очевидно, она была поновлена в момент реставрации и не соответствует действительному времени создания иконы.