Клирики Калининского благочиния награждены медалями в честь столетия восстановления патриаршества

15 января 2018 года

В Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, праздник Обрезания Господня, святителя Василия Великого, 14 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Николай Брындин с клиром и другие священнослужители.

Чтец храма святых Константина и Елены  Игорь Щиров был рукоположен во диакона.

Митрополит произнес архипастырское слово.

«Сегодня мы празднуем Обрезание Господне — восьмой день от Рождества Христова, когда по ветхозаветному Закону Господь был обрезан, тем самым исполнив Свой Закон, который установил при праотце Аврааме. Этим Он завершил исполнение Закона, а в Новом Завете обрезанию придается духовный смысл, это — Таинство Крещения, — сказал владыка. — В этот день мы также празднуем память святителя Василия Великого, который оставил глубокий след в истории Церкви. Мы сегодня совершали его Божественную литургию. Святитель оставил нам множество трудов, не теряющих актуальности. Это был героический человек — он противостоял императору Валенту во время арианских споров. Святитель Василий прожил недолгую жизнь — скончался в сорок девять лет. Но обрел жизнь вечную — его чтит вся Церковь, особенно в дни, когда совершается его Божественная литургия».

«В этот день мы отмечаем также гражданское новолетие по старому стилю, — продолжил архипастырь. — В Новый год люди обычно радуются. Зададим вопрос: чему? Зачем веселятся всю ночь напролет? Радуются тому, что на год нам осталось меньше жить? Этот вопрос возникал и раньше. Апостол Павел, наблюдая за своими современниками, тоже удивлялся, чему так веселятся люди. В Послании к Галатам он говорит об этом. В тех местах иудейские проповедники пытались приспособить старые праздники к христианскому чину. Апостол говорит галатам: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал. 4:9-11). А в сегодняшнем апостольском чтении мы слушали Послание к Колоссянам. В Колоссах проповедовали гностики, они тоже хотели связать языческие верования и традиции с нарождающимся христианством. Апостол Павел также предупреждает колоссян: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:8-12). Мы видим, что и в первом веке люди придавали большое значение суетным праздникам, обычаям, приметам».

«Христиане должны радоваться тому, что Господь родился и жил на земле, говорил, учил, исцелял и остается с нами до скончания века. В Новый год христиане просят у Господа прощения за прожитое и благословения на наступающее лето благости Господней. Мы просим у Него милости, хотя, конечно, не достойны никаких милостей. Но если будем идти по пути Божию в Царствие Небесное, то вместе с апостолом Павлом можем сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2Тим. 4:7). Наша задача — сохранять веру и правильно путешествовать в Царствие Небесное», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.


Обращаясь к владыке Лукиану, он напомнил, что тот возрождал монашескую жизнь в Александро-Свирском монастыре, подарил ему крест и панагию.

Архиепископ Лукиан, поблагодарив владыку за совместную молитву, пожелал ему светлого евангельского настроения.

«Благодарю владыку Варсонофия за то, что он пригласил меня помолиться в этом дорогом для меня храме. С этим собором у меня связаны воспоминания о годах учебы в духовных школах, когда и я мои одноклассники в воскресные дни приходили сюда, чтобы послушать проповеди знаменитого профессора, многолетнего служителя алтаря этого собора протоиерея Николая Гундяева. Петербуржцам искренне хочу пожелать того, чего так много в местах, где я сегодня служу, — солнца. Хочу пожелать, чтобы радость нашей веры, евангельского исповедания вытеснила из нашей жизни серость, греховное занудство, все плохое, что приходит к нам извне и что есть у нас внутри. А если вам не хватает солнца, приезжайте к нам на Дальний Восток: у нас красивая, благословенная земля, мы вам будем рады».

«Сейчас идут дни, называемые в народе Святками, Церковь призывает радоваться и веселиться, — сказал протоиерей Николай Брындин. — Владыка Лукиан пожелал нам побольше солнца и света. Наверное, в Санкт-Петербурге, как нигде, должно быть много верующих. При таком изобилии пасмурных дней где человеку искать утешения? Где взять силы жить, трудиться? В этом замечательном городе построены прекрасные храмы, и люди, когда посещают богослужения, в соединении с Богом наполняются светом и радостью. Когда в душе мир и спокойствие, тогда и появляются силы что-то делать».

Настоятель поблагодарил архиереев за совместную молитву и преподнес правящему архиерею митру.

Медали в память 100-летия восстановления патриаршества были вручены протоиереям Николаю Брындину, Евгению ПалюлинуЕвгению ГорянчикуАлександру МироновуАлександру Косачу, другим клирикам Калининского и социального благочиний.

Спасо-Преображенский собор был построен в 1829 году по проекту Василия Стасова. С 1871 года при нем существовало приходское благотворительное общество, содержавшее богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года действовало братство трезвости и целомудрия. После Октябрьской революции собор оставался действующим. В 1918 году стал приходским, военные трофеи и церковные ценности были изъяты. Во время блокады в подвале собора находилось бомбоубежище на 500 человек, где оказывалась помощь раненым. В 1946-1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма. В процессе современной реставрации были обнаружены росписи внутренней части купола, закрашенные в советское время.

Текст — ИА «Вода живая», фото — Александр Назаров