День святых первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля 2018 года

В Спасо-Преображенском соборе всей гвардии состоялось праздничное богослужение, посвященное дню святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот праздник ежегодно отмечается 12-го июля по новому стилю, и ему предшествует пост, именуемый Петровым.

Накануне празднования в Спасо-Преображенском соборе было отслужено всенощное бдение, которое возглавил настоятель собора протоиерей Николай Брындин в сослужении братии. Богослужебные песнопения исполнил хор Спасо-Преображенского собора под управлением регента Алексея Шибанова.

12-го июля в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла было две Божественные литургии. Раннюю совершил протоиерей Владимир Жильцов, позднюю возглавил настоятель протоиерей Николай Брындин. После пения запричастного стиха проповедь на тему праздника произнес священник Феодосий Амбарцумов:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа,

 

Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь празднует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла, учеников Господа нашего Иисуса Христа. Это день памяти людей, которые в истории христианства, оказали значительное влияние на его последующую судьбу. Мы знаем жизнь апостола Петра, которая началась в простоте. Он был рыбаком, когда Господь призвал его, и во все время общественного служения Христа находился рядом с Ним. Христос не погнушался этой простоты и своего рода необразованности обычных рыбаков и взял их с собой на проповедь, терпя их немощи. И апостол Петр всегда оказывался как бы впереди: как часто Христос его останавливал и противоречил ему в некоторых его выражениях. Мы помним, как Петр отговаривал Христа, когда Господь говорил о своих страданиях и смерти: «Да не будет этого с Тобою». Петр очень ярко проявлял себя в различных евангельских событиях: во время хождения Христа по водам, именно он попросил пойти по водам Генисаретского озера, и он же начал тонуть, когда усомнился, получив обличение от Господа: «Маловерный». Мы помнил о том, как в важнейший момент евангельской истории Петр проявил себя первым из апостолов по вере, когда Христос спросил: «А вы за кого почитаете меня?» Замечательны слова Петра: «Ты Христос , Сын Бога Живаго». По словам святитель Иоанна Златоуста, это исповедование и есть тот камень веры, на котором основана Церковь Христова: на вере во Христа, как истинного Бога, Сына Бога Живаго, в отличие, как говорят святые отцы, от тех мертвых Богов, которым поклонялись современники Христа и Его святых апостолов. Но мы знаем, что в жизни апостола Петра было и падение, падение тяжелейшее, которое он оплакивал всю свою жизнь.

Апостол Павел был совершенно другого происхождения. Он сам говорил о себе: «Я фарисей, сын фарисея». Он получил замечательное образование и, редкое для той поры и жителя провинции, римское гражданство. Образованнейший человек, который всем умом и всем сердцем впитал в себя Законы Моисея, и непросто впитал, но и готов был ценою своей жизни отстаивать чистоту этого закона. И в жизни апостола Павла также было падение, было то, что противоречило Христу: апостол Павел гнал христиан, преследовал их. Мы знаем только малую часть того преследования, которое он осуществлял, потому что писание умалчивает об этой стороне, чтобы не ужасать читателя и чтобы не померк образ святого апостола. Сколько людей пострадали и, может быть, даже приняли смерть в результате его действий, мы не знаем.

Апостол Петр, в страшную Гефсиманскую ночь, отрекся от Христа, прежде говоря слова о том, что если все соблазнятся, то он – нет. И святитель Иоанн Златоуст говорит посмотреть на то, каким было это падение: апостол Петр испугался слов не каких-то вооруженных римских воинов, угрожавших ему смертью, и не членов синедриона, угрожавших ему судом, а простой служанки, сказавшей: «И ты был с этим человеком». Она даже не сказала: «Ты был с этим злодеем, с этим преступником». Слова ее были скорее сожалеющие, чем осуждающие. И тем не менее первый из апостолов не выдержал и отрекся.

Мы видим, что встреча со Христом была и у Петра, и у Павла. Петр шел за Ним все время Его служения, и потом случилось падение. Павел встретился со Христом после того, как совершил свои преследования, и на этом они закончилось. Изменилась его жизнь. И это значит, дорогие братья и сестры, что несмотря ни на какие духовные достижения в нашей жизни, несмотря даже на нашу высокую молитву и близость ко Христу и участие в церковных таинствах, никто из нас не застрахован от падения, и падения тяжелейшего, как это мы видели в истории святых апостолов.

И вот наконец наступает время их кончины. И Петр, и Павел принимают смерть за Христа, но что это была за смерть. Петр был распят вниз головой по его собственной просьбе, потому что считал себя недостойным принять такую же смерть, как его Божественный учитель. Павел как римский гражданин был усечен мечом – ему отрубили голову. И тот, и другой были убиты римским государством, которое считалось самым правовым на то время: право превозносилось в самые различные времена этой страны. И тем не менее оба были убиты. За что? За то, что были близки ко Христу. И взирая на их кончину, мы с Вами можем сказать, словами апостола Иоанна Богослова, что мир действительно лежит во зле. И чем ближе мы ко Христу, к Его евангельскому учению, несмотря ни на какое положение, которое мы бы ни занимали, социальное, интеллектуальное и общественное, в любом случае, этот мир преследует учеников Христа. И это значит, что чем ближе мы ко Христу в жизни и в своих поступках, тем страшнее и тяжелее реакция этого мира на нас. И поэтому все последовавшие за Христом, по слову апостола, буду гонимы. Это страшная трагедия и реальность нашего времени и всего тварного мира, потому что Иисус Христос – Творец этого мира –не совершил никакого зла, а только бесконечные благодеяния, был зверски и жестоко убит, и так же убиты Его последователи. Это то страдание и та беда, которая преследует человечество на протяжении всей его истории. Но святые апостолы явили для нас непоколебимые мужество и верность Христу. И в словах апостола Павла, который воспевал спасение верой, говоря, что мы спасаемся верой, а не делами, тут же добавлял, что вера без дел мертва. Это замечательный гимн любви, который говорит, что какие  бы дела в жизни ни совершит человек, если он не имеет любви, то все это пустое и не имеет никакого смысла. Своей смертью они запечатлели, что как никакая тварь, ни высота, ни глубина, ни жизнь, ни смерть, ни настоящее, ни грядущее, не в силах отлучить нас от великой любви Христовой, Аминь.